«Заброшенки» (Самуйлово)

Самуйлово (Николаевское, Никольское, Алексияновка), 25 км от г. Гагарина (Гжатский у.).
Имение светл. кн. А.Д. Меншикова после его опалы было куплено кн. Лобановыми-Ростовскими, от них в конце XVIII в. перешло к кн. Голицыным. В 1770 г. владел кн. A.M. Голицын (1729—1770), затем — его брат генерал-поручик, камергер, кавалер кн. Д.М. Голицын (1721—1793, жена Е.Д.Кантемир (1720—1761), который завещал в 1785 г. усадьбу племянникам, сыновьям брата кн. A.M. Голицына; по молодости их лет управление вотчинами временно передавалось двоюродному брату обер-камергеру кн. Александру М. Голицыну  (1723— 1807); далее совладельцы — генерал-лейтенант кн. Б.А. Голицын (1766—1822), камергер, тайный советник кн. М.А. Голицын (1765— 1812) и шталмейстер кн. А.А. Голицын (1767-1800), с 1830 гг. — кн.   П.А. Голицын;   до   конца 1857 г. продана титулярному советнику И.К. Трембовельскому, затем — купцам Александрову, Комарову; в начале XX в. принадлежала кн. И.Н. Лобанову-Ростовскому, после него, видимо, продана по частям; так после 1909 г. упоминаются одновременно владельцы В. Шульц и В.Ф. Будаговский. Уже в начале XX в. огромная усадьба с большим количеством построек была заброшена и разрушалась.

samuylovo_plan

Сохранились руины главного дома и одного из двух флигелей и служебные здания в стиле классицизм, построенных предположительно французским арх. Тома де Томоном; руины служебного здания. Заложенный в 1740— 1750-х гг. небольшой регулярный парк, дополненный в конце ХVIII в. обширной ландшафтной частью, находится в заросшем состоянии; каскадные пруды заболочены.
Усадебная церковь Рождества Богородицы 1791 г. (арх. Ф. Казие), выдающийся памятник классицизма, взорвана в годы Великой Отечественной войны.
Захоронение кн. Д.М. Голицына перенесено из Богоявленского монастыря в Донской.

Одна из крупнейших и самых ярких усадеб классицизма на Смоленщине, расположенная рядом с  селом , на высоком берегу запруженной речки и господствующая в ландшафте. Сооружена по заказу князя А.А.Голицына. В строительстве принимал участие известный архитектор Тома де Томон, только что приехавший из Швейцарии и находившийся здесь в 1799-1800 гг.. До 1885 г. усадьба находилась в роде Голицыных, а затем была продана с торгов и неоднократно   переходила из рук в руки. Уже в начале XX в.. она была в запущенном состоянии, и к настоящему времени от обширного усадебного комплекса сохранились в полуразрушенном виде дворец с флигелями, одна из служебных построек, система прудов и заросший парк.

Первоначально ансамбль был большой парадной усадьбой зрелого классицизма. Он состоял из двух обособленных частей — парадной и хозяйственной, размещенных на противоположных сторонах прудов и ограниченных дорогами. Центр парадной части и всего ансамбля — великолепный дворец с колоннаДАми и флигелями по сторонам, которые ограничивали парадный двор — курдонер перед его главным фасадом, обращенный к прудам. От дворца высокий берег террасами спускается к прудам. От дворца высокий берег террасами спускается к прудам, окруженным обширным пейзажным парком. Лишь небольшая часть парка — перед противоположным  фасадом — имела строго геометрический план из 20 прямоугольных частей, образованных пересекающимися аллеям. Дальний угол парка между двумя дорогами был разбят в виде целого пучка аллей, расходящихся из одной точка.Главным въездом в усадьбу служила липовая аллея, проходившая к парадному двору через мост на прудах.

broshure_image12_b

Дворец — прекрасный образец усадебного дома в стиле зрелого классицизма, выполненный со столичным размахом. Огромное здание построено из кирпича и оштукатурено, в деталях ордера широко использован белый камень. В сложную пространственную композицию включены основной двухэтажный корпус и его пониженные крылья, соединенные колоннадами с флигелями.

Прямоугольный в плане объем корпуса имеет в центре садово-паркового фасада полукруглый выступ, украшенный четырьмя трехчетвертными коринфскими колоннами и увенчанный куполом. На противоположном дворовом, главном фасаде выступу отвечает слегка заглубленная внутрь средняя часть типа лоджии в три оси, фланкированная двумя крупными пилястрами с каждой стороны.

Перед фасадом находился большой 6-колонный коринфский портик с высоким фронтоном, сильно вынесенный вперед  и поставленный на подиум с закругленными пологими пандусами, которые служили для подъезда карет прямо ко входу.

Одноэтажные боковые крылья одинаковой ширины с основным объемом имели на краях главного фасада небольшие 3-осные ризалиты с четырехколонными ионическими портикам. Такие же портики украшали большие выступы в 5 осей, которыми заканчивались крылья с противоположной стороны здания. Закругленные сквозные колоннады (утрачены) из семи пар ионических колонн соединяли центральную часть дворца с двумя большими двухэтажными флигелями. Их прямоугольные объемы, вытянутые по продольной оси дворца, также имели по два четырехколонных ионических портика: на дворовом торце и на главном продольном фасаде.

В портиках и колоннадах чередуются более крупный коринфский ордер в средних частях фасадов и меньший по размеру ионический в боковых частях. Большинство оконных проемов — прямоугольные. Они помещены в филенки с аналогичной формой или со стрельчатым завершением. Нижние окна на парковом фасаде и в лоджии со двора, а также в крыльях, арочные, с уступом по краю. Стены крыльев рустованы. Над прямоугольными окнами парковой стороны помещены крупные ниши. Большие  полукруглые  окна   во   фронтонах разделены на три части.

Внутри помещения дворца, имевшие плоские nepeкрытия, составляли в центральной части первого этажа две парадных анфилады  из трех зал, — вдоль дворового и паркового фасадов. Более длинная дворовая анфилада продолжалась в комнатах боковых крыльев.  Короткую парковую анфиладу составляли более крупные помещения, среди них — центральный двусветный зал, образующий полукруглый выступ. В низком верхнем этаже дворца располагались жилые комнаты. Роскошная внутренняя отделка парадных помещений включала в себя  настенные росписи и лепнину.

Служебная постройка представляет собой сильно вытянутое прямоугольное сооружение с белокаменными деталями в декоре кирпичных стен. Состоит из двух длинных одинаковых одноэтажных корпусов в скромных формах классицизма, соединенных более высокой и парадной двухэтажной частью. На главном фасаде она отступает вглубь, образуя входную лоджию с пилястрами по флангам и двумя парами колонн,  поставленными одна за другой. Противоположный фасад украшают трехчетвертные колонны. Боковые корпуса оформлены горазд строже:  прямоугольные нишки над окнами и простой карниз в завершении стен. Внутри каждого из корпусов находилось одно большое помещение (конюшня?) с двумя  входами из центральной части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *