Navigator Shop RU

Васильевское

Село  находилось  в  Николо — Ветлицкой  волости  Бельского  уезда.  Сохранилось  примечательное историко-статистическое  описание  прихода  села  Васильевско­го, составленное  священником  Захарием Зезюлинским  5  января  1904 г.  Оно  дает  подробную  и  яркую  картину  истории  здешних  мест  в  XIX — начале XX вв.

В начале XX века приход со всех сторон был окружен лесным массивом, шириной от 5 до 15 верст. В приходе насчитывалось 20 деревень. Самая старая из них, по преданиям, Барятино,  все  остальные   возникли  в  начале  XIX  века и были основаны переселенцами и ссыльными из разных мест: Томской,  Тобольской, Оренбургской, Донской, Полтавской, Рязанской губерний и Кавказа; уездов  Смоленской  губернии -Юхновского, Сычевского, Вяземского, Гжатского и Ельнинского, а также Жиздринского Калужской губернии. Переселение происходило по приглашению начальства и желанию  самих  переселенцев  и продолжалось  вплоть  до  начала  XX  века. Среди  них  было  много  раскольников-беспоповцев.

Вблизи вновь заселенных деревень не было сел, ближайшее — Неёлово, находилось в 15 верстах. Прежние деревни относились к приходу села Дедово Духовщинского уезда (тоже в 15 верстах). Добираться до дальних сел было сложно из-за непроходимых лесов и плохих дорог. Крестьяне стали просить дозволения устроить церковь в центре их поселений и таким образом открыть и само село. Главным строителем первого храма считался крестьянин деревни Фетина Ефим Гаврилов, ему в 1821 г. была выдана грамота епископом Смоленским Иосафом на освящение храма. По пре­данию, Гаврилов 5 раз ходил в Санкт-Петербург с ходатайством о дозволении  построить храм и открыть село.

Земля под храм и для церковного причта была отведена из Уваровской казенной лесной дачи по ходатайству прихожан — крестьян Ведомства госу­дарственных имуществ. То есть село никогда не было владельческим.

Свое название оно получило от древнего села Васильевщина, находив­шегося, по легенде, в девяти верстах  на северо-восток и исчезнувшего в XV веке. Второе название села — Воронен­ка — произошло от названия деревни находившейся при селе через реку, и от речки Вороненки, на левом берегу  которой и располагалось Васильевское.  В описании прихода сообщается, что деревню Вороненку образовали в 1812 г. переселенцы из Гжатского уезда.

Первоначальный деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы бы.л построен в 1821 г. на дубовых кряжах  положенных плашмя в два ряда. Он бы.л холодным, т.е. неотапливаемым, и имел  форму креста с галереями вокруг храма старинной формы и с верхом церкви конической формы. В 1826 г. была пристро­ена деревянная колокольня на дубовых стоячих столбах. Постройкой храма и колокольни заведовал тогдашний священик Филипп Солнцев. Довольно древний иконостас  в  четырех  ярусах, с хорошей сквозною резьбою храму был пожертвован из села Перстенок Дорогобужско уезда. По размеру этого иконостаса и была срублена сама церковь. В 1828 г. в храме старанием священника Филиппа Солнцева устроен был в трапезной части по правую сторону холодный придел во имя Нерукотворенного Образа Спаса.

В 1900 г. первый храм Васильевского за ветхостью был разобран, и на его месте устроен большой каменный храм с престолом во имя Покрова Пресвя­той Богородицы. Он был теплый, и имел форму креста. Освятили новый xpaм 25 сентября 1903 г. Строителями храма были священник Захарий Зезюлинский  и церковный староста, лесопромыш­ленник, крестьянин деревни Дроновки-Василий Дмитриевич Комягин.

В селе находился также второй теп­лый, т.е. отапливаемый, храм. Он был—деревянным, на каменном фундаменте, без колокольни, с престолом во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Церковь была построена в 1841 г. старанием священника Филиппа Солнцева. В 1893 г. священником Захарием Зезюлинским была расширена трапезная часть храма с пристройкою деревянной, на каменном фундаменте колокольни.

На начало 1904 г. в Васильевском былго 7 домов: священника, псаломщика, церковно-приходской школы, церковной сторожки, богадельни и два дома сиротсвующих духовного звания. Жителей — 18 мужчин, 21 женщина.

12 деревень Васильевского прихода были заселены бывшими государственными крестьянами (Ведомства госу­дарственных имуществ), 5 деревень — бывшими помещичьими крестьянами. Дворянских  усадеб насчитывалось лишь три, четыре двора заселяли мещане.  Всего в приходе к началу 1904 г. состояло 365 дворов, в которых жило 2293 -человека, из них 20 дворян, 20 мещан, 30 лиц духовного звания.

Главные занятия прихожан — зем­леделие и местные промыслы, прежде всего приготовление дора, щепы, гробовколод, гонта, колес, саней, решет и пр., дранье лык, плотничество, большей же частью подвозка лесных материалов на ближайшие лесопильные заводы для распиловки, возка досок, фанеры и других  материалов  на железнодорожную станцию.

В описании прихода дается такая характеристика нравов прихожан: «Осо­бой нравственностию, благонравием и благотворительностию приход не от­личается. Если же и делает что якобы позитивное, то принужденно и лишь на вид — для похвалы себе. Выдающими­ся преступлениями служит огульное пьянство, а отсюда — половой разврат, драки, дикое буйство при помощи па­лок и кольев, воровство, конокрадство и частые убийства благодаря дракам пьяных людей, иногда же и с целью ог­рабления. Эти преступления все больше распространяются в захолустном прихо­де благодаря отсутствию полицейской власти и дальности прихода от всякой гражданской власти. Мерами борьбы против означенных пороков служит одно лишь  нравственное  влияние священника на население при помощи внушений, поучений, религиозно-нравственных чтений и бесед и маленького общества народной трезвости».

Первым священником села Василь­евского был Федор  Иоаннович  Солнцев, переведенный сюда в 1821 г. из села Перстенок Дорогобужского уезда, где он был диаконом. Он возглавлял приход 27 лет (1821-1849), а затем передал священническое место своему сыну Константину Солнцеву, который был во главе прихода с 1849 до 1885 г. Затем священническое место перешло к его зятю — Захарию Зелюлинскому, автору историко-статистического описания прихода села Васильевского.

Отец Захарий подробно описал лич­ность своего предшественника, создав эпический образ сельского батюшки – созидателя  цивилизации  в  лесном  краю,  просветителя,  врачевателя  душ  и  тела своих прихожан: «Священник Констан­тин Солнцев был редко выдающейся личностью. При своей широкой обра­зованности и даровитости он своими личными трудами привел в редкое благо­лепие тогдашние два убогих  деревянных  храма. Сам  окрашивал  наружные  стены  храма  и  крыши,  покрывал  щепою,  обши­вал  тесом,  поделал  красивые оконные  рамы,  внутри  окрасил  и  расписал  стены  и  куполы,  везде  сделал  из  текстов  свя­щенного  писания надписи полууставом, написал самолично и довольно хорошо много икон по дереву и холсту, завел общенародное  пение  в  храме, обра­зовал  два  хора  певчих  из взрослых и учеников школы, много жертвовал на храмы из своих скудных сбережений, был замечательный  проповедник  при  помощи  изустного слова.  Отлично  знал  разные  мастерства:  столярное, ма­лярное, кровельное, черепичное, был стекольщиком, сам частенько звонил  и  трезвонил  превосходно  к  началу  служ­бы  и  этому  искусству  выучил многих  из  своих  прихожан. Устраивал самолично замечательные иллюминации под Пас­ху.  Словом,  этот человек никогда не был без дела: сам косил, пахал, рубил сараи. Словом,  был  „якобы солнцем»  в  данной глуши среди непроходимых лесных дебрей,  служа  добрым  примером  жизни  населению,  и  словом  и  делом был  стойкого,  железного  характера,  вел  весьма  регулярную и трезвую жизнь и был под старость замечательным  пос­тником,  поправлял  всякого рода часы и пр., по всему селу,  кругом храмов и двух общественных кладбищ он с помощью  школьников  посадил  аллеи берез,  дубов,  елей,  рябины,  тополей,  липы  и клена. Погребен за алтарем Покровского храма. Был любим всем приходом. Всякому нуждающемуся в медицинской  помощи не отказывал в таковой и лечил удачно, имея значительные познания в меди­цине, благодаря  разным  лечебникам».

Захарий  Зезюлинский  сам  немало  потрудился  в  обновлении двух старых деревянных храмов, построил большое здание сельской церковно-приходской школы, открыл четыре школы грамоты в отдаленных деревнях прихода, до 70 человек  раскольников — беспоповцев  обра­тил  в  православие, поддержал  и  укрепил народное  пение в церкви и приходе, усовершенствовал религиозно-нравствен­ную  жизнь  прихода,  расширил трапезную  часть  теплого Митрофановского храма с устройством колокольни, и наконец, вместо ветхого главного деревянного Покровского  храма  устроил  грандиозный  каменный  храм  с  цветными  стеклами  в  окнах, редкой  работы  золоченым  иконос­тасом,  с   большим  колоколом  в  128  пудов на колокольне. Так же, как и его тесть, отец Захарий врачевал своих прихожан.

После  перечисления  своих  заслуг  в  благоустройстве  прихода  Захарий  Зе­зюлинский  горько  сетует,  говоря  о  себе  в  третьем  лице: « За  свой  крайне  миролю­бивый характер и разнообразные труды на пользу   неблагодарного  прихода  часто  терпит  разные  невзгоды  от  людей  гордых  прихода  и заправил-мироедов оного».

По  сведениям  1923 г., с 1910 г. насто­ятелем Покровского храма в Васильев­ском был священник Сергий Морозов, с 1923 г. служил второй священник Никита Ковалев. Второй деревянный храм во  имя  святителя Митрофана  Воронежского был цел.

Покровский храм села Васильев­ского был закрыт в 1937 г. Сведений о его дальнейшем использовании не имеется.  До наших дней церковь не сохранилась.

 

 

Край Смоленский №12, 2014 С.92-93

Рассказать друзьям:
Topradar